Курс Исторической грамматики русского языка занимает важнейшее место в системе высшего филологического образования.

Целью освоения дисциплины является формирование представления об истоках древнерусской книжной культуры в связи с историей древнерусского языка и о методах сравнительно-исторического исследования, формирование объяснительного ресурса для явлений современного русского языка.

Задачи освоения дисциплины:

  • показать последовательного развития русского языка во всем его объеме, начиная с праславянского периода через древнерусский к собственно русскому, с постепенным сужением до границ говоров, в XVII в. легших в основу современного русского литературного языка;
  • представить в системе историю фонетических, морфологических изменений, пережитых русским языком с древнейшей эпохи до его современного состояния, подчёркивая при этом те языковые явления, которые оказывались определяющими для того или иного периода развития языка и, в свою очередь, оказывались причиной уже более частных языковых изменений;
  • дать необходимые сведения для осмысления таких особенностей СРЛЯ, которые могут быть поняты и объяснены только при условии их исторического комментирования;
  • научить переводить связные тексты с древнерусского на современный русский при помощи словаря;
  • познакомить с методами сравнительно-исторического изучения языковых фактов;
  • научить комментировать языковые явления разного уровня;
  • научить грамотно осуществлять фонемный, морфологический и синтаксический разбор единиц древнерусского языка;
  • научить сопоставлять факты разных языков – древнерусского, латыни, изучаемого современного европейского и славянского, старославянского и родного языка;
  • способствовать выработке у студентов практических навыков сравнительно-исторического анализа языковых фактов, умения видеть за фактами СРЯ историю их становления и развития.