Цель освоения дисциплины –  ознакомить студентов с основами научных знаний о целостности организма человека, сформировать понимание общих закономерностей функционирования организма в различные возрастные периоды жизнедеятельности. В процессе изучения курса студенты приобретают теоретические знания умения и навыки, необходимые им в психолого-педагогической деятельности. Задачи: изучение строения организма человека и функционирования его органов и систем; знакомство с основными понятиями и закономерностями роста и развития организма; овладение знаниями об особенностях строения и функционирования различных систем организма у детей; изучение основ функционирования организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом; овладение умениями и навыками использования знаний основ анатомии, физиологии и гигиены в процессе обучения. В результате изучения дисциплины студент должен знать основы нормальной и возрастной анатомии и физиологии; структуру и строение центральной нервной системы, сенсорных систем и физиологическое функционирование организма в разные периоды детства; уметь определять основные блоки мозга, оперировать понятиями, связанными с основными функциональными системами.

Краткое содержание. Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма. Сенситивные периоды развития ребенка. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной). Изменение функции сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Речь. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.