Цель курса – освещение методологических основ современной лингвистики и систематизация знаний магистрантов о методах современных лингвистических исследований.
Задачи курса:
1) помочь магистрантам в овладении формами, нормами и методикой проведения лингвистического исследования;
2) дать общее представление о методологии лингвистики, об основных общенаучных и лингвистических методах, о методике научно-исследовательской деятельности в языкознании.
Программа курса:
Модуль 1: Методология и методы языкознания
1. Введение в проблематику системной лингвистической методологии. Определение метода, методики и методологии лингвистических исследований. Общенаучные, общие и частные лингвистические методы. Сущность общенаучных способов исследования: наблюдения, эксперимента, моделирования, интерпретации – и особенности их применения в лингвистике. Содержание методики лингвистического анализа. Почему в лингвистике нет и не может быть универсальных методов. 2. Классификации лингвистических методов по лингвистическим направлениям: методы сравнительно-исторического языкознания, методы дескриптивной лингвистики и т.д.; по разделам языковедческой науки: фонологии, семантики и т.д., по аспектам исследования (интралингвистический и экстралингвистический) и т.д. Методы формальные и содержательные, качественные и количественные, эмпирические и теоретические и т.п.
2. Философия и философия науки как источники и составные части лингвистической методологии. Наука как особый вид знания, деятельности и социальный институт.Место науки в культуре. Проблема классификации наук. Основные этапы становления науки. Общая модель развития научного знания: кумулятивизм и антикумулятивизм. Критерии разграничения преднауки и науки. Многообразие форм знания: научное, ненаучное, донаучное, паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное. Строение научного знания. Вопрос о нормах и ценностях научного сообщества. Обсуждение проблемы идеалов и критериев научности знания. Ограниченность этих критериев. Проблема установления идеала научности для всех наук. Научная рациональность и историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическаянаука.Общее в предмете анализа, общее и различное в выводах и рассуждениях разных ученых, касающихся эпистемологии лингвистики. Научное познание в классической эпистемологии - познание, понятое преимущественно как естественнонаучное. Пренебрежение проблемами гуманитарных наук. Постмодернистский эпистемологический проект.
3. Сравнительно-исторический метод в языкознании.2. Условия, подготовившие появление сравнительно-историческогометода. Понятие сравнительно-историческогометода. 3. Различные формы сравнительно-историческогометода: сравнительно-сопоставительный метод; сравнение историко-типологическое; историко-генетическое сравнение. Приемы сравнительно-исторического метода: 1) внешняя реконструкция (сравнительно-исторический метод в узком смысле); 4) извлечение информации из данных топонимии; 3) извлечение информации из анализа заимствованных слов; 2) внутренняя реконструкция.
4. Структурный метод в лингвистике и его методики. 1. Метод компонентного анализа. История возникновения метода и его истоки. Цели и возможности КА. Сферы использования. Гипотезы, на которых базируется метод компонентного анализа. Термины для обозначения минимальной единицы значения сема, семантический компонент, семантический дифференциальный признак, семантический множитель, семантический примитив, смысловой атом, фигура содержания и т.п. Классификация компонентов содержательной структуры слова и их иерархия. Компонентный анализ по семам в парадигматике (по описаниям слов в одноязычных толковых словарях, логическим толкованием понятий, а также по месту слова в семантическом поле) и в синтагматике (исследование семной структуры с учетом условий контекста и речевой ситуации). Примеры использования метода при изучении лексики. 2. Метод семантических примитивов. Установка семантики конца ХХ века, что язык является конструктом, с помощью которого познаётся неязыковое пространство. Понятие и формулировка семантических примитивов в теории А. Вежбицкой. 3. Теория лексико-семантических полей (ЛСП) как способ выявления системного характера лексики. Поля М.М. Покровского, Й. Трира, В. Порцига и т.д. Термины для обозначения лексико-семантических полей. Отличие ЛСП от ЛСГ, ФСП, синонимических, тематических групп; ассоциативных, мотивационных, деривационных объединений слов. Проблемы: определения границ ЛСП; отношения единиц ЛСП к другим единицам языковой системы, определения места и роли лексических гнезд в структуре ЛСП. 4. Теория функционально-семантических полей (ФСП) как способ выявления системного характера языка. Использование данного вида описания в науке и в школьной практике. Типология ФСП. Поле количественности и способы его выражения.
5.Коммуникативно-прагматический метод. Общая характеристика метода и его базовые понятия.Анализтекста. .Дискурс и методики его анализа.
6. Методы частных парадигм лингвистики. Метод социолингвистики, его общая характеристика и частные методики. .Метод и методики этнолингвистики. Метод и методики психолингвистики. Метод и методики лингвокультурологии. Описательный метод и его методики. Лингвостатистический метод и его методики.
7. Методы и приемы когнитивной лингвистики. Концептуальный анализ языковых единиц. Методика исследования структуры концепта. Фреймовый анализ. Изучение языковой концептуализации мира. Концептуальный анализ лексики, грамматики.
- Учитель: Н.А. Григоренко